МАНЕВРЕННОСТЬ ВЕРТОЛЕТА
Все сказанное выше относилось главным образом к управлению вертолетом на установившихся режимах полета. Назначение вертолета часто требует от него выполнения таких задач, где необходима маневренность, т. е. способность быстро изменять режим полета. Детальное рассмотрение вопросов маневренности не входит в задачу этой книги, поэтому укажем здесь лишь некоторые основные количественные показатели маневренности.
Рис. 1. 19. Зависимость времени и дистанции разгона (торможения) от темпа разгона (торможения) и конечной (начальной) скорости |
Помимо требований к максимальным угловым ускорениям вертолета (єщахЬ рассмотренных выше, весьма важными являются максимально возможные темпы разгона и торможения вертолета. Они выражаются величиной изменения скорости в секунду и определяют время и дистанцию, потребные для разгона и торможения. Зависимость этих величин от начальной скорости торможения (или конечной скорости разгона) и темпа торможения (или разгона) приведена на рис. 1. 19. Другой важной величиной является допустимая вертикальная перегрузка, определяющая время и радиус разворота. Зависимость этих величин от скорости разворота и вертикальной перегрузки приведена на рис. 1.20.
Помимо отмеченных выше показателей, для комплексной оценки маневренности могут служить параметры какого-либо маневра, принятого за стандартный, который требовал бы максимального использования всех маневренных возможностей вертолета. Таким маневром, по данным работы [44], может служить разворот на постоянной высоте, на определенной скорости с последующим торможением и разгоном до первоначальной скорости. Траектория такого маневра показана на рис. 1.21. Оценка маневренности вертолета может производиться по времени выполнения маневра и по величине максимального удаления вертолета от начальной точки.
Особая необходимость обеспечения хороших показателей маневренности может существенно повлиять на выбор рассмотренных здесь параметров управляемости вертолета. Кроме того, может возникнуть задача обеспечения нужной степени устойчивости вертолета на маневре, ре-
шение которой связано скорее с улучшением собственной устойчивости несущего винта, нежели с применением дифференциально включенного автопилота с ограниченным ходом рулевых машин.
Рис. 1.20. Зависимость времени разворота на 180° и его радиуса от вертикальной перегрузки и скорости полета |
Рис. 1.21. Траектории стандартного маневра для двух вертолетов, различных по характеристикам маневренности |